ПлеменнойпитомникСибирскийДвор

Социальное облегчение в семье - стае

Взаимодействуя с собакой, хозяин формирует ее отношение к окружающему. Обычно подкрепление в классическом понимании здесь не применяется: своим поведением хозяин дает собаке понять, как надо относиться к тем или иным предметам и явлениям, как реагировать на собак, на гостей, на прохожих и т. д.

Очень многое зависит от взаимоотношений собаки и ее хозяина-воспитателя: чем они теснее и дружественнее, тем значимее поступки хозяина, «родителя», «дядьки» для щенка, тем охотнее он ему подражает. Четко подмечено, что каков человек, такова и его собака, - здесь дело прежде всего не в неком физическом сходстве, но в похожести манер, привычек. Любимому хозяину собака действительно подpaжaeт в чем может. Если он спокоен, уверен в себе, держится с окружающими ровно, то и собака его с определенной поправкой на специфику породы будет вести себя так же. И наоборот: у нервозного владельца не может быть флегматичной собаки, у такого и сенбернар в конечном итоге станет истериком.

Мы вовсе не приравниваем создание контакта между человеком и собакой к формированию полной зависимости собаки или заласкиванием ее сверх всякой меры. Обращаться с собакой нужно сообразно ее полу и возрасту, при этом не ломая в корне собственные привычки, но бережно вводя растущую собаку в жизнь семьи. Добиваются этого самыми разными способами.

Главное, чтобы щенку, даже в самом раннем возрасте, были понятны требования владельца и чтобы он ощущал его интерес и благожелательность. Одновременно животному дают понять, что, как правило, интересы человека, его привычки являются приоритетными. Это совершенно биологично: в стае в подобном положении находится вожак, союз с которым для младших животных весьма привлекателен. Только сформировав союзнические отношения, наладив социальный контакт, а не только удовлетворяя потребности в еде и питье, можно по- настоящему воспитывать собаку.

Совсем не редкость, когда владелец не смог добиться взаимопонимания, контакта, и собака лишь терпит его общество, как терпела бы в стае неинтересного соплеменника: живет рядом и ладно ... Хозяин об отсутствии контакта может и не догадываться, списывая все на самостоятельность, «независимость», «волчий норов» и прочие почерпнутые из фольклора благоглупости. Скорее всего, он - человек малонаблюдательный и нечуткий, предпочитающий выдумывать объяснения вместо поиска решения. Ведь слабый контакт - всецело вина человека, так как собака по своей воле от контакта не уклоняется, ей он очень нужен.

Для того чтобы строить отношения с растущим «азиатом» наиболее удобным образом, следует представлять себе специфику его социального становления, или социализации.

Прежде чем говорить о социализации, придется рассмотреть роль детства в развитии животного. Общеизвестно, что чем более высоко развито животное, тем дольше период детства. Это связывают с незрелорождением, когда в течение утробного периода организм не успевает сформироваться полностью и его развитие продолжается после рождения, при этом наиболее поздно формирующейся системой оказывается центральная нервная. Подчеркнем, что незрелость нервной системы для сложно организованного животного вовсе не ущербность, а благо, мощнейший механизм адаптации, одно из серьезнейших достижений эволюции. Ведь именно мозг, не закончивший своего развития, продолжающий формировать сложные нервные связи, способен к интенсивному обучению. Человек имеет самый длительный период детства и, соответственно, самый длинный период обучения, способность узнавать и запоминать новое.

Если сравнить разные виды млекопитающих, то видна прямая корреляция между длительностью детства и развитием рассудочной деятельности. Сравним детеныша копытного и детеныша собаки или волка. Теленок уже через несколько часов после рождения может следовать за стадом, пробует питаться помимо материнского молока травой и уже к году становится взрослым животным. Точнее было бы сказать, что взрослым он становится еще раньше, просто физическое увеличение размеров тела требует вполне определенного времени. У теленка роль наследственной программы непропорционально велика, хотя приобретенные элементы поведения тоже важны.

В противоположность этому, щенок рождается совершенно неспособным к самостоятельной жизни, нуждается в долгой опеке матери и все присущие ему поведенческие комплексы требуют обязaтeльнoгo дозревания, т. е. соединения с каркасом наследственной про граммы приобретенных элементов, без которых эта программа никогда не сможет функционировать эффективно и в полном объеме.

Итак, какие основные задачи должен решить щенок в течение своего столь длительного детства? Собакам свойственна не только очень сложная социальная структура, - они обитают в очень непростой и насыщенной информационной среде. Кроме того (и этот случай, пожалуй, можно назвать уникальным в живом мире), для домашней собаки обязательно включение в социальную сферу животных другого вида. Таким образом, за период детства собака должна заключить сложные социальные связи с собственным видом, не менее сложные - с другим видом и ознакомиться, хотя бы в общих чертах, с основными особенностями окружающей среды все три задачи весьма трудны.

Для того чтобы представлять себе социальное развитие собаки, необходимо знать основные этапы его физиологического созревания.




Е. Мычко, В.Беленький
"Среднеазиатская овчарка.
Мифы. Реальность. Перспективы".



При использовании материалов сайта активная ссылка на http://sibdvor.dogweb.ru обязательна ! Copyright DogWeb © 2007